Цель: познакомить детей с Республиканским биологическим памятником природы «Дуб Суворовский».
Рекомендуемый возраст ребенка: воспитанники от 4 до 7 лет.
Вид маршрута: пеший.
Местоположение: в 3 км на северо-запад от аг. Дивин по дороге Дивин – Кобрин, расположен на возвышенном месте.
Характеристика объекта: возраст дуба - около 450 лет, высота - 31 метр, диаметр - около 1,5 метра, граница проекции кроны дерева 220 м2 .
Ценность объекта: историко-культурная, научная ценность, как дерево предельного класса возраста.
Содержание маршрута
По дороге к Дубу Суворовскому поинтересуйтесь у ребёнка, что он знает об особо охраняемых природных территориях.
Расскажите о том, что для любого человека очень важно жить в тёплом, уютном, надёжном доме. У животных и растений тоже есть свой дом. Чтобы люди помнили о том, что всё в природе взаимосвязано, а деятельность человека может приводить к серьёзным экологическим проблемам, создаются особо охраняемые природные территории – заповедники, заказники, памятники природы.
Подойдите к дереву, понаблюдайте вместе за ним.
Расскажите ребёнку, что Дуб Суворовский – это ботанический памятник природы, охраняемый государством. Возраст его около 450 лет. Огромное ветвистое дерево трудно обхватить даже втроём. Высота дуба 21 метр.
Обратите внимание ребёнка, что на территории ботанического памятника природы запрещена рубка или повреждение дерева, нельзя разжигать костры, оставлять автомобили, разбивать палатки, засорять территорию.
Расскажите, почему дуб называется Суворовским. По легенде под этим дубом во время похода отдыхал известный полководец Александр Васильевич Суворов. В 1794 году состоялся бой между войсками Суворова и отрядом повстанцев генерала Сераковского около деревни Дивин. После боя в небольшой деревянной церквушке Параскевы Пятницы в Дивине Суворов отстоял молебен, а затем двинулся дальше. В 3 км от деревни отряд остановился на отдых, и Суворов прилег вздремнуть под дубом.
Рассмотрите с ребёнком каменную плиту и мемориальную доску, которые установлены у дуба и напоминают про этот эпизод.
Отдохните, прочитайте ребенку стихи, загадайте загадки, поиграйте.
СУВОРАЎСКІ ДУБ
Вялізны дуб у тры абхваты
Здаўна сярод палешукоў,
Расхрыстаны і дзікаваты,
Завецца ён – Сувораў дуб.
Дымілі ў ціхай вёсцы печы.
Ламалі крылле ветракі.
І на яго крутыя плечы
Буслы сядалі і вякі.
Зямлю свідруе дуб карэннем,
Нязломны, быццам паляшук.
Ён помніць “шведскае паленне”,
І як гуляў Сувораў тут.
На моры хвалі змылі бераг.
На свеце зніклі гарады
Дуб па-ранейшаму на верас
Увосень сыпле жалуды.
Н. Момлік
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ
Он могучий и огромный,
А в его зеленой кроне
Сотни крепких желудят
В шляпках крошечных висят.
И ответ слетает с губ –
Великан зовётся – …
(Дуб)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
У меня длинней иголки,
чем у елки.
Очень прямо я расту
в высоту.
(Сосна)
Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем…
(Ёлка)
ИГРА "УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ"
Ребенок стоит в кругу с закрытыми глазами, дети идут по кругу и поют песенку:
Ваня мы сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: "Ау!"
Ну-ка глазки открывай,
Кто зовет тебя, узнай.
Ребенок должен узнать по голосу, кто его зовет.
ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ — ДЕРЕВО ОБНИМИ!»
Взрослый называет дерево определенного вида, произносит: «Раз, два, три — дерево обними!». Родитель совместно с ребенком ищут названное растение, а найдя, подбегают к нему, обхватывают руками.
ИГРА «ЧТО НА ЧЕМ РАСТЕТ?»
Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:
на яблоне висят… яблоки; на березе висят… сережки; на лещине висят… орехи; на дубе висят… желуди; на елке висят… шишки.
После прогулки предложите своему ребёнку нарисовать Суворовский дуб. Попробуйте вместе смастерить весёлых желудевых человечков, беседуя о памятнике природы.
разгарнуць » / « згарнуць